В Москве состоялся Круглый стол АССА на тему «Технологии в образовании: взгляд в будущее». Мероприятие стало уникальной информационной площадкой для всех, кто вовлечен в обучающие процессы. Представители ведущих вузов и провайдеров профессионального образования, а также крупнейшие работодатели обсудили новые технологии в обучении студентов, сотрудников компаний и способы повышения конкурентоспособности российских образовательных учреждений.
В связи с текущей экономической ситуацией кардинально меняется рынок труда, а следовательно, и рынок образования. Если ранее наличие диплома о высшем образовании было достаточно для трудоустройства, то сегодня работодатели все чаще отдают предпочтение обладателям профессиональных квалификаций. На сегодняшний день вузы предоставляют студентам лишь фундаментальное образование, которого недостаточно в современных условиях рынка. «Профессиональное образование может заполнить пробел между студентами и работодателями и будущее за теми, кто готов инвестировать в дополнительное обучение», – подчеркнул Алан Хатфильд, исполнительный директор по стратегии и развитию ACCA.
Представители вузов, в свою очередь, пытаются сократить дистанцию между компаниями-работодателями и своими студентами, и сейчас мы наблюдаем модернизацию высшего образования. Так, международной ассоциацией ACCA были аккредитованы 12 университетских программ, что дает студентам возможность получить не только теоретические, но и практические навыки, и стать конкурентоспособными на рынке труда. «Сегодня 75% обладателей экономического и юридического образования безработны, и мы должны быть готовы к переменам. Нам предстоит искать новые пути развития, чтобы сохранить свои позиции и помочь нашим студентам в тяжелых экономических условиях», – подчеркнул Александр Ильинский, д.т.н., проф., декан международного финансового факультета, Финансовый Университет при правительстве РФ. «Университеты, в зависимости от их типа: традиционные или молодые, т.н. greenfield, должны выбрать подходящую модель развития для соответствия новым условиям рынка», – отметил Виктор Демин, кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по учебной работе Томского государственного университета. Уже в этом году совместно с ACCA было аккредитовано рекордное количество университетских программ, что говорит о динамичном развитии образования не только в центральных регионах страны, но и в других городах России.
Вместе с тем изменения затронули и современные бизнес школы. «Стало совершенно ясно, что большие массивы данных (big data) влияют на образование. 90% респондентов делового сообщества видят будущее за инновациями: уже сегодня специалисты хотели бы видеть сочетание традиционных видов образования и IT-технологий», – рассказал Алан Хатфильд, исполнительный директор по стратегии и развитию ACCA.
Сейчас все большую популярность набирают массовые онлайн курсы (MOOC) и т.н. «споки» (SPOC) – специальные частные дистанционные курсы. «Очевидно, что рынок образования сейчас модернизируется, однако меняются не только провайдеры образования, но и сами студенты», – подчеркнула Вера Стародубцева, глава ACCA Россия. «Ранее мы всегда фокусировались на очном обучении, но сейчас мы видим, что студенты готовы тратить все меньше времени на обучение, отдавая предпочтение on-line курсам. Стоит отметить, что в ближайшее время стоит говорить о смешанном типе обучения: очном и дистанционном», – поделилась Афра Сайджад, глава АССА по вопросам образования на приоритетных рынках.
Таким образом, система образования претерпевает глобальные изменения, которые коснулись как самих вузов, так и провайдеров профессионального образования. Несмотря на то, что конкуренция на рынке труда сильно растет, особенно среди выпускников вузов, именно студенты диктуют условия современному образовательному сообществу. В ближайшее время процесс обучения будет носить смешанный характер, включая в себя очный и дистанционный форматы. И если ранее тенденция дополнительного образования в России не была широко распространена, то сегодня востребованными кандидатами останутся только те, кто готов инвестировать в свое профессиональное развитие.