Затраты на освоение природных ресурсов

Затраты на 3-D сейсморазведку, на различные проектные работы по разработке месторождения являются текущими расходами или нематериальными поисковыми активами?

В отношении затрат на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых на определенном участке недр применяется ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (далее — ПБУ 24/2011).

В соответствии с п. 2 ПБУ 24/2011 указанное положение применяется организациями в отношении поисковых затрат, осуществляемых до того момента, когда в отношении участка недр, на котором осуществляются поиск, оценка месторождений полезных ископаемых и разведка полезных ископаемых, установлена и документально подтверждена вероятность того, что экономические выгоды от добычи полезных ископаемых превысят понесенные затраты при условии технической осуществимости добычи полезных ископаемых и при наличии у организации ресурсов, необходимых для добычи полезных ископаемых.

Следовательно, если поименованные в запросе виды работ выполняются до момента установления коммерческой целесообразности добычи, то в их отношении применяются нормы ПБУ 24/2011.

Согласно п. 4 ПБУ 24/2011 организация устанавливает виды поисковых затрат, признаваемые внеоборотными активами. Остальные поисковые затраты признаются расходами по обычным видам деятельности. Иными словами, поисковые затраты, которые организация не отнесла к внеоборотным активам, признаются ею расходами по обычным видам деятельности, т.е. текущими расходами.

Таким образом, фактически ПБУ 24/2011 предоставляет организации право самостоятельно классифицировать понесенные затраты либо в качестве внеоборотных активов, либо в качестве текущих расходов (смотрите также письмо Минфина России от 05.11.2013 N 03-05-05-01/47018).

Следовательно, такую классификацию организации следует закрепить в своей учетной политике. Об этом прямо говорится в абзаце 2 п. 29 ПБУ 24/2011.
При принятии решения об отнесения поисковых затрат на внеоборотные активы или на расходы по обычным видам деятельности следует также учитывать положения п. 5 ПБУ 24/2011, который указывает, что поисковые затраты, признаваемые внеоборотными активами, как правило, относятся к отдельному участку недр, в отношении которого организация имеет лицензию, дающую право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых.

В свою очередь, п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» предусматривает при формировании учетной политики возможность применения положений Международных стандартов финансовой отчетности.

Так, п. 9 МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых» указывает, что предприятие должно разработать политику, определяющую состав затрат, которые признаются в качестве активов, связанных с разведкой и оценкой, и последовательно применять эту политику. При определении такой политики предприятие должно учитывать, до какой степени затраты могут быть связаны с обнаружением конкретных запасов полезных ископаемых.

Примерный перечень затрат, включаемых в фактические затраты на приобретение (создание) нематериальных поисковых активов, приведен в Приложении к ПБУ 24/2011. В числе их затраты на 3-D и 4-D сейсморазведку.

С учетом изложенного, полагаем, что если затраты на 3-D и 4-D сейсморазведку относятся к отдельному участку недр, в отношении которого организация имеет лицензию, дающую право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых, то в таком случае данные расходы следует включать в фактические затраты на создание нематериального поискового актива.

Аналогичные выводы можно сделать и в отношении проектных работ, поименованных в запросе (п. 11 ПБУ 24/2011).

Однако, если указанные расходы не связаны с обнаружением конкретных запасов полезных ископаемых или не относятся к участку недр, в отношении которого организация имеет лицензию, то такие расходы, на наш взгляд, целесообразно учитывать в составе расходов по обычным видам деятельности.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Завьялов Кирилл, Мягкова Светлана

Об авторе

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Компания "Гарант" - одна из ведущих информационных компаний России. Она является разработчиком компьютерной правовой системы ГАРАНТ и комплекса информационно-правового обеспечения (ИПО). В настоящее время при помощи ИПО ГАРАНТ свои задачи решают сотни тысяч специалистов по всей стране. Доступ к открытым информационным правовым ресурсам, поддерживаемым компанией, имеют миллионы граждан. Компанией реализованы инновационные решения с применением новейших компьютерных технологий, интернета, мобильных устройств, интерактивного формата представления данных, спутниковых технологий. Это позволяет всем, кому необходима правовая информация, быстро и точно находить ее, будучи при этом в любой точке страны.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *