
Искажение отчетности представляет собой одну из наиболее актуальных проблем в России. В связи с противоречиями в законодательстве и несовершенством методологии бухгалтерского учета, искажение данных отчетности может оставаться незамеченным, что влечет за собой риски для инвесторов, кредиторов или заемщиков. Фальсификация данных лежит в основе многочисленных финансовых преступлений. Эксперт Оксана Лосевская, ACCA[1], рассказывает об основных проблемах, связанных с искажением бухгалтерской отчетности.
Непрозрачные отношения
Во время принятия решений, связанных с эффективным управлением и деловым сотрудничеством важную роль играет информация о деятельности организации, с которой частично можно ознакомиться через анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако, пользуясь тем, что нарушение невозможно выявить сразу, некоторые компании искажают реальную картину и приукрашивают данные, отражаемые в отчетности. В фальсификации финансовой отчетности обычно заинтересованы топ-менеджеры компании, которым нужно скрыть действительное положение бизнеса компании. К примеру, дела в бизнесе идут плохо, и средств на развитие недостаточно, топ-менеджер дает указание финансовой службе от-корректировать финансовую отчетность для демонстрации более положительных финансовых показателей займодавцу или кредитору. Например,в нашумевшем деле Enron[2], через многочисленную сеть дочерних компаний корпорация скрывала убытки и чрезмерный долг. Многие компании в наши дни также применяют различные финансовые схемы при наличии либо высокой долговой нагрузки и необходимости ее снижения, либо при слабых финансовых показателях. Компания вынуждена привлекать инвестора, который, безусловно, будет претендовать на определенную долю прибыли, поэтому надо искать варианты, каким образом либо уменьшить лишнюю долговую нагрузку, либо куда-то вывести, каким образом улучшить плохие финансовые показатели. Финансовые схемы применяются в зависимостиот формата бизнеса и его проблем.
Одна из «классических» ситуаций, когда руководство компании улучшает отчетность – это продажа бизнеса. Безусловно, инвесторы не готовы приобретать организацию с мало привлекательными финансовыми показателями, поэтому им зачастую демонстрируют «приукрашенную картину». Еще один распространенный случай – процесс выхода компании на IPO[3]или SPO[4]. В этом случае большинство компаний старается показать деятельность компании в улучшенном виде, чтобы продать акции на бирже по более высокой цене. В такой ситуации можно ожидать, что компания постарается «поправить» свою отчетность, искусственно, на время периода пред-продажной подготовки либо «затягивая пояс», завышая маржинальность бизнеса, либо предпринимая дополнительные шаги, направленные на улучшение определенных финансовых показателей отчетности за три года, предшествующие IPO.
Вопреки ошибочному мнению, финансовые менеджеры вовлечены в процесс искажения отчетности в меньшей степени. Они получают указания от топ-менеджеров внести те или иные изменения, в зависимости от ситуации. Это связано с наличием внутренних KPIs компании, которые должны выполнять финансовые директора. Во избежание штрафов и потери позиции в компании, руководитель пытается «подогнать» отчетность под поставленный план. Однако таких случаев не так много. «Достаточно сложно выделить какую-то основную причину. Однако, отсутствие эффективной системы корпоративного управления и контроля, четкого распределения обязанностей, а также формальные роли внутренних и внешних аудиторов, все это существенно повышает риск фальсификации финансовой отчетности в любой компании», – считает Илья Мушкет, FCCA, старший менеджер практики финансовых расследований PwC.
Камень преткновения
Основная проблема заключается в том, что те или иные нарушения невозможно выявить сразу. Финансовая отчетность – это отражение исторических данных, а не раскрытие текущего финансового состояния. Те вещи, которые выясняются постфактум, как с тем же бизнес-кейсом Enron, не всегда можно выявить в ходе анализа, они обычно бывают скрыты. И чем сложнее структура бизнеса корпорации, тем труднее выявить фальсификацию. Чтобы прийти к реальному положению дел, в отчетность необходимо внести поправочные корректировки. И это также не гарантирует, что реальное положение дел будет 100% «вскрыто», так как текущее положение дел в компании также продолжает меняться. В этом и заключаются подводные камни. Например, по состоянию на отчетную дату мы видим показатели финансовой отчетности, которые необходимо откорректировать, в соответствии с реальным состоянием дел в компании, но после внесения этих корректировок, анализ последующей отчетности (уже с корректировками) также потребует внесения дополнительных правок, поскольку ситуация могла кардинально измениться или на момент внесения правок мы не знали или не могли знать реальной картины бизнеса.
Помимо преднамеренного искажения финансовой отчетности также существуют случаи непреднамеренной фальсификации, связанной с противоречиями в законодательстве и несовершенством методологии бухгалтерского учета.
Если же говорить о причинах намеренных искажений, то они, в свою очередь, делятся наличные и общественные. В первом случае фальсификация зависит от целей конкретного сотрудника. Общественные намерения – это попытка исказить реальную ситуацию в интересах компании в целом. Здесь, как и в каждом преступлении, всегда есть мотив – сотрудники пытаются спасти компанию.Однако искажение отчетности может привести к серьезным последствиям.
Если говорить о западной системе, то подобные нарушения грозят лишением свободы. Например, основательно Enronдолжен был получить 45 леттюремного заключения (умер не дожив до конца судебного расследования), генеральный директор получил 24 года, финансовый директор 10 лет. В России же существует определенная система штрафов, однако все зависит от индивидуального случая: если фальсификация серьезная, то и последствия будут серьезными, вплоть до тюремного заключения. Фальсификация связана с налогами, неуплата которых –уголовное преступление.
В заключение стоит отметить, что каждый случай нарушения индивидуален. При выявлении каких-либо искажений не стоит ставить крест на компании. Прежде всего, стоит определить, являлось ли нарушение преднамеренным. Если же фальсификация была непреднамеренной, то здесь требуется детальное разбирательство. Только после этого можно определить, достаточно ли штрафных санкций в качестве компенсации или необходимо более серьезное наказание. Регулирование финансовой отчетности требует определенного внимания со стороны не только контролирующих органов, но и законодательных. Прозрачность методологии бухгалтерского учета позволит значительно сократить случаи фальсификации отчетности и позволит участникам бизнес-сообщества с большим доверием относиться к данным бухгалтерской отчетности.
[1] ACCA (the Association of Chartered Certified Accountants) – международная профессиональная ассоциация, объединяющая специалистов в области финансов, учета и аудита. Ассоциация объединяет 178 000 членов и 455 000 студентов в 180 странах, помогая им строить успешную карьеру с учетом необходимых бизнесу навыков. Более 90 офисов и центров по всему миру, а также более 7 000 аккредитованных работодателей обеспечивают высокие стандарты обучения и развития для членов и студентов ACCA. В России на текущий момент насчитывается более 11 000 членов и студентов АССА. В этом году АССА отмечает 15-летие своей деятельности в России
[3] первая публичная продажа акций акционерного общества, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции, неограниченному кругу лиц
[4] публичное размещение акций, которые принадлежат уже существующим акционерам