ДипИФР-Рус: готовимся к декабрьскому экзамену

Материал подготовлен специалистами АССА Russia

В России и странах СНГ с каждым годом становится все больше желающих получить квалификацию ДипИФР. Популярность квалификации обусловлена, прежде всего, известностью АССА и отсутствием языкового барьера. В июне 2014 года прошел экзамен, 32 % студентов ДипИФР успешно сдали экзамены. Анализ трудностей, с которыми специалисты столкнулись во время экзамена, а также рекомендации экзаменатора помогут вам избежать многих ошибок и сдать экзамен с первого раза.

Квалификация ДипИФР была разработана для повышения уровня знаний в области МСФО, она помогает понять основные концепции и принципы, лежащие в основе международных стандартов, а также дает навыки применения МСФО на практике.

АССА была первой организацией, предложившей квалификации в области международной финансовой отчетности и аудита с возможностью дистанционного и открытого обучения по всему миру.

Диплом по международной финансовой отчетности (ДипИФР) – гибкая квалификация, подготовку к которой можно совмещать с работой и другими обязанностями, так что подготовиться и сдать экзамен можно в срок от трех до шести месяцев. Готовиться к сдаче экзамена ДипИФР-Рус можно в учебных центрах, предлагающих подготовку к экзамену ДипИФР-Рус, или самостоятельно с использованием учебных материалов на русском языке, издаваемых учебными центрами и специализированными издательствами.

ДипИФР базируется на технических и/или практических знаниях, приобретенных кандидатами при получении признанного в стране профессионального образования в области бухгалтерского учета или практического опыта работы. Программа расширяет профессиональные рамки специалистов, вводя понятия принципов подготовки международной финансовой отчетности и системы международных стандартов. Эта программа нацелена главным образом на то, чтобы кандидаты могли успешно применять уже имеющиеся у них теоретические и практические знания в области финансового учета в соответствии со специфическими требованиями международных норм и стандартов.

Программа ДипИФР также дает фундаментальные знания о системе международной финансовой отчетности и ее принципах, тем самым, подготавливая кандидатов к работе в условиях постоянно растущей глобализации международного рынка, позволяя им быть в курсе мировых достижений и уметь применять эти достижения в работе предприятий и организаций.

Необходимым условием для получения квалификации ДипИФР, является наличие у кандидата либо национальной профессиональной квалификации, либо соответствующего образования (позволяющего получить освобождения от предметов F1, F2, F3 и F4 Профессиональной схемы АССА) и двухлетнего опыты работы в области бухгалтерии, либо трехлетнего опыта работы в области бухгалтерии, подтвержденного письмом работодателя.

На рисунке представлена статистика сдачи экзамена с 2010 года.

Следует подчеркнуть, что квалификация ДипИФР представляет интерес не только для бухгалтеров и аудиторов, но и многих профессионалов, работающих в корпоративном секторе в качестве директоров по финансам, финансовых аналитиков, менеджеров по кредитам и других специалистов.

Рисунок. Доля студентов ДипИФР, успешно сдавших экзамен, в %

Снимок

Структура экзамена и содержание программы

Экзамен оценивается по 100-бальной шкале.

Всего дается 4 вопроса:

1 вопрос на консолидацию – максимальное количество баллов 40.

3 ситуационных вопроса – максимальное количество баллов 60 (20 баллов за каждый вопрос).

Программа экзамена включает в себя следующие темы:

А. Международные законодательные источники.

1) Структура Совета по Международным Стандартам Финансовой Отчетности (СМСФО).

В. Элементы финансовой отчетности.

1) Признание выручки.

2) Основные средства.

3) Обесценение активов.

4) Аренда.

5) Нематериальные активы и гудвил.

6) Запасы и договоры подряда.

7) Финансовые инструменты.

8) Обязательства – резервы, условные активы и обязательства.

9) Вознаграждения работникам, в том числе после окончания трудовой деятельности.

10) Налогообложение в финансовой отчетности.

11) Влияние изменения валютных курсов.

12) Сельское хозяйство.

13) Платежи с использованием акций.

14) Разведка и оценка минеральных ресурсов.

С. Представление отчетности и дополнительное раскрытие информации.

1) Подготовка отчета о финансовом положении, отчета о прибылях и убытках, отчета о совокупном доходе.

2) Прибыль на акцию.

3) События после отчетной даты.

4) Учетные политики, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки.

5) Раскрытие информации о связанных сторонах.

6) Операционные сегменты.

7) Требования к отчетности малых и средних предприятий.

D. Подготовка внешней финансовой отчетности объединенных компаний, ассоциированных и совместных предприятий.

1) Подготовка внешней консолидированной отчетности группы.

2) Объединение бизнеса – внутригрупповые корректировки.

3) Объединение бизнеса – корректировки справедливой стоимости.

4) Объединение бизнеса — ассоциированные и совместные предприятия.

Не включаются в программу экзамена следующие элементы:

  • финансовая отчетность товариществ и отделений компаний;
  • сложные группы, в т.ч. субдочерние компании или смешанные группы, и зарубежные дочерние компании;
  • постепенные приобретения и продажи дочерних компаний и реструктуризация групп;
  • финансовая отчетность банков и аналогичных финансовых институтов;
  • подготовка отчетов о движении денежных средств (как для отдельных компаний, так и консолидированных);
  • схемы реорганизации и реконструкции;
  • оценка компаний и акций;
  • учет в страховых организациях;
  • проекты положений и дискуссионные документы МСФО;
  • МСФО с точки зрения межгосударственных организаций;
  • схемы вознаграждения нескольких работодателей;
  • информация, отражающая эффект от изменений цен и гиперинфляционная экономика;
  • платежи с использованием акций с возможным расчетом денежными средствами.

Наименования основных разделов программы:

  • Международные законодательные органы.
  • Элементы финансовой отчетности.
  • Представление отчетности и дополнительное раскрытие информации.
  • Подготовка внешней финансовой отчетности объединенных компаний, ассоциированных и совместных предприятий.

Отчет экзаменатора – июнь 2014

Экзамен состоял из четырех вопросов, один вопрос в 40 баллов и три вопроса по 20 баллов каждый. Все являлись обязательными и должны были выполняться кандидатами.

Только около 90% кандидатов пытались ответить на все четыре вопроса, хотя очевидным было серьезное влияние фактора времени. Стоит отметить, что управление распределением времени между вопросами улучшилось по сравнению с прошлыми экзаменами. Некоторые кандидаты оказались хорошо подготовленными к тому, чтобы различать «легкие» и «трудные» вопросы и это позволило им выиграть время, чтобы сконцентрироваться на выбранных ими вопросах.

Некоторое число кандидатов не сумели внимательно прочитать требования вопроса и потому давали неверные ответы, а в результате либо заработали недостаточно баллов, либо вообще не получили их. Неразборчивый почерк и плохое изложение материала ответов остаются большой проблемой. Некоторые кандидаты традиционно дают пространные ответы не по существу, безотносительно к тому, что содержится в вопросе экзаменационной работы.

В целом, выполнение этого экзамена было менее удовлетворительным, чем в декабрьской сессии 2013 года.

Более половины набранных баллов относилось к первому вопросу, поскольку большинство кандидатов отдавало ему первый приоритет. Вычислительная часть вопросов, как правило, излагалась лучше, нежели вопросы, требующие презентации выдержек из финансовой отчетности.

Что учесть при подготовке к экзамену в декабре 2014 года

Многие замечания и комментарии, сделанные экзаменатором в предыдущих отчетах, сохраняют актуальность[1].

Презентация и почерк все еще представляют проблему для многих кандидатов, несмотря на то, что это могло бы добавить несколько «легких» баллов, в противном случае пропущенных маркерами. Некоторые кандидаты встают в тупик перед необходимостью давать объяснения и упускают баллы, которые могли бы получить за подходящие пояснения. Во многих случаях кандидаты не справляются как с объяснением принципов, лежащих в основе, так и с правильными вычислениями.

Можно посоветовать сфокусировать обучение на тех стандартах, которые представляют большую трудность в практическом применении. Это позволит заполнить разрыв между теорией, которую многие кандидаты хорошо знают, и практическим использованием, особенно касательно потенциальных альтернатив, допускаемых стандартами. Стандарты, которые представляются наиболее трудными, например, МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» или МСФО (IAS)17 «Аренда», и даже с виду кажущиеся «легкими», такие какМСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы», должны быть предметом особого внимания обучающих.

Кандидатам рекомендуется перед экзаменом вспомнить стандарты, которые часто тестируются в экзаменационных заданиях, например, МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений обменных курсов валют» и МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам».

Июньская экзаменационная сессия показала, что все большее число кандидатов достаточно хорошо натренированы, чтобы правильно прочитать и уяснить, что от них требуется. Больше кандидатов способны извлечь преимущества, придавая вопросу 1 первый приоритет, что в особенности имеет смысл в случае, когда кандидат зарабатывает 35-40 баллов при таком распределении. Добавив несколько «легких» баллов от одного-двух других вопросов, такие кандидаты преуспевают в получении более половины доступных баллов. В тоже время последний экзамен показал, что в случае когда кандидаты сталкиваяюся с трудностями на первом вопросе, застревая на нем и получая менее ожидаемого количество баллов, они, как правило, не получают достаточных баллов на остальных вопросах.

Все большее число кандидатов зарабатывает только «гарантированную» порцию баллов на первом вопросе и фокусируется на вопросах 2, 3, 4, устанавливая собственные приоритеты. Становится все более популярным среди кандидатов полностью игнорировать один из вопросов, который представляется наиболее трудным. Это дает больше времени на то, чтобы сконцентрировать внимание на тех вопросах, которые кажутся наименее сложными.

В июньском экзамене таким вопросом был вопрос, посвященный МСФО (IAS) 12. Именно его некоторые кандидаты сочли для себя проблемным и проигнорировали либо целиком, либо частично.

Такая стратегия может оказаться выигрышной, только если кандидат обладает высоким уровнем знаний и хорошо натренирован, чтобы применить их в условиях нехватки времени. Результаты многих экзаменов показывают, что кандидаты, которые откладывают ответ на первый вопрос до того времени, как закончат ответ на остальные вопросы, достигают худших результатов[2].

 

[1] Ознакомиться с отчетами экзаменатора по предыдущим экзаменам можно по ссылке http://www.accaglobal.com/russia/ru/qualifications/dipifr-rus/exam_structure/examinators-report.html. – Прим. ред.

[2] Советы о том, как сдать экзамен ДипИФР с первого раза вы найдете в Вестнике IFRSPROFESSIONALпо ссылке http://ifrs-mag.ru/?p=151. – Прим. ред.

Об авторе

ACCA Russia

ACCA Russia
ACCA (the Association of Chartered Certified Accountants) – это глобальная профессиональная ассоциация, объединяющая специалистов в области финансов и учета во всем мире. Цель Ассоциации – предложить наиболее предпочтительные квалификации для практичных, способных и амбициозных людей по всему миру, которые стремятся к успешной карьере в области финансов, менеджмента, учета и аудита. Ассоциация объединяет 175,000 членов и 438,000 студентов в 180 странах, помогая им строить блестящую карьеру с учетом необходимых бизнесу навыков. Более 90 офисов и центров по всему миру, а также 8500 аккредитованных работодателей обеспечивают высокие стандарты обучения и развития для членов и студентов ACCA. Со дня основания в 1904 году ACCA всегда придерживалась своих главных ценностей: широкие возможности, разнообразие, инновационный подход, деловая этика, ответственность. Мы верим в то, что финансовые специалисты вносят значимый вклад в экономику на всех стадиях развития. Именно поэтому ACCA находится в постоянном поиске новых возможностей и стремится к высочайшим международным стандартам. Знания, полученные в ACCA, отвечают требованиям работодателей в любой сфере и гарантируют подготовку специалистов самого широкого профиля. Мы стираем привычные границы, делая финансовую профессию доступной для любого человека, независимо от его первоначального образования. Непрерывное совершенствование и повышение уровня нашей квалификации призваны удовлетворить потребности как студентов, так и работодателей.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *